1. Климат. Я не представляю, что творилось в голове у испанцев, которые колонизировали Аргентину. Это реально та же самая Испания, но ровно наоборот! Мой организм до сих пор клинит и сходит с ума. Ладно холодное лето! Но расцвет весны в октябре? Что это? Как это вообще?
2. Люди. В Аргентине живет около 45 миллионов человек. По территории она размером с Казахстан (там, если что живет всего 20 миллионов). Но! Здесь места на все 100 миллионов, а может и на все 200. Местные жители зачем-то кучкуются на севере, когда буквально в 200 км к югу вообще бескрайние поля, леса и луга. Орлы летают, мару ходят. И все это климатически и ландшафтно напоминает какую-нибудь внезапно опустевшую Германию (в которой, к слову, живет почти 85 миллионов немцев).
3. Алкоголь. Аргентинцы выпивают. Здесь производится очень много вина. Оно идет на экспорт, доходит даже до России. Но я не вижу здесь алкоголиков (хотя как-то видел курсы по лечению зависимости в местной церкви). Лежащих на углах и крепко пьющих людей, как это зачастую бывает в Европе, тут нет. При этом, стоимость вина несоизмеримо ниже. Оно практически бесплатное. Чтобы было с такими ценами на алкоголь у нас?
4. Экономика. Ужасно политизирована. Единственно-верный, на мой взгляд, экономический постулат, о котором, кажется, уже все эксперты в мире договорились: «экономика должна быть экономной». Трать меньше, чем зарабатываешь. Зарабатывай больше, чем тратишь. Так вот, здесь это не работает. Если ваша семья будет тратить больше, чем зарабатывает — вы неизбежно пойдете на социальное дно или воровать у соседа. Аргентина, в этом смысле, стала заложником недалёких политиков. Сделать экономический сектор независимым от политиков — возможный путь выхода из этого парадокса. Но супер-сложный.
5. Цены. Недавно слушал двух учёных-экономистов, которые, по сути, признались, что не знают как посчитать реальную инфляцию. Мол, если что-то растет в цене, то люди начинают покупать что-то совсем другое, подчас очень неожиданное. Пример: растет в цене кока-кола, люди будут покупать условный «Байкал» или вообще перестанут пить колу.
В Аргентине это работает так: я не знаю и не понимаю, кто и зачем ходит в местный Макдональдс. Но Макдак тут есть, как и другой глобальный Фаст-фуд. Еда там стоит дорого, что делает его премиум-сегментом. При этом уровень качества там существенно ниже, скажем, традиционных гриль-ресторанов. Это справедливо по отношению к макаронам в обычном супер-маркете.
Скажем, спагетти Barilla стоят тут в 10 (или даже больше) раз дороже местного аналога. Кто и зачем покупает их тут? Не знаю, но товар представлен. Как и другой импорт из Европы. Это явно не история про спрос и «нормальный рынок». Скорее, что-то из аномального.
Вообще эти парадоксы — ни минусы, ни плюсы, это просто данность, которую надо принять. Кажется, что если бы в мире где-то существовала «земля или страна про запас», которую можно было бы «взять и обустроить», то Аргентина была бы в числе первых кандидатов на эту роль. Как думаете?